МАОУ Средняя общеобразовательная
школа № 10, г. Калининград
Ассоциированная школа ASP ЮНЕСКО

ул. Войнич, д.1


 Версия для слабовидящих

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ 9-ГО КЛАССА

31.10.2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ 9-ГО КЛАССА

Н. С. Елисеева

учитель английского языка

МАОУ средняя общеобразовательная

школа № 10

г. Калининград

natooons@rambler.ru

В.М. Гурленов

к.пед.н., доценткафедры немецкого и французского языков

ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

г. Сыктывкар

inyazkomi@yandex.ru

N.S. Eliseeva

Teacher of English

Municipal AutonomousGeneral Education Institution

School number 10 of Kaliningrad

V.M. Gurlenov

PhD (Candidate of Sciences)

Associate Professor at Institute of Foreign Languages

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

inyazkomi@yandex.ru

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ШКОЛЬНИКОВ 9-ГО КЛАССА

 

Аннотация. В работе рассматривается комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся старших классов универсальных регулятивных учебных действий при обучении иноязычной монологической речи. Практической ценностью работы следует считать возможность использования данного комплекса заданий и упражнений при обучении иноязычной монологической речи в старших классах.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, целеполагание, прогнозирование, корректирование, саморегуляция, планирование, оценка, контроль, иноязычная монологическая речь.

 

Abstract. The article is about a set of tasks and exercisesaimed at the formation of regulative universal learning activities when teaching foreign monologic speech for students of the upper grades. Practical value of the work should be considered the possibility of using this set of tasks and exercises while teaching foreign monologic speech for students of the upper grades.

Key words:regulative universal learning activities, goal-setting, anticipation, correcting, self-regulation, planning, evaluation, control, foreign monologic speech.

 

Современное образование требует от школы выпускников, способных самостоятельно учиться и принимать решения в различных жизненных ситуациях. Поэтому сегодня российское образование подразумевает не только передачу знаний от учителя к учащимся, а также формирование у них умения учиться, а именно ставить перед собой цели, планировать деятельность, контролировать и оценивать достигнутые результаты. Все эти умения называются регулятивными универсальными учебными действиями[1]. В данной статье речь пойдет об особенностях формирования данных умений у учащихся старших классов при обучении их иноязычной монологической речи.

Среди регулятивных универсальных учебных действий ученые, как правило, выделяют следующие:

·        целеполагание;

·        прогнозирование;

·        корректирование;

·        саморегуляция;

·        планирование;

·        оценка;

·        контроль.

Исследование, проведенное автором этих строк в школьном обучении французскому языку, показывает, что целеполагание и прогнозирование нужно рассматривать вместе, принимая во внимание то, что, как известно, цель – это образ желаемого результата[2]. Поэтому ставя цель, человек тут же предвидит, то есть прогнозирует итоговой результат.

Можно также полагать, что саморегуляция, оценка и контроль должны рассматриваться вместе, так как оценку и контроль своей деятельности ученик должен осуществлять сам.

Таким образом вырисовывается следующая структура регулятивных УУД:

—      целеполагание и прогнозирование;

—      планирование;

—      саморегуляция, самооценка и самоконтроль;

—      корректирование.

Согласно вышеупомянутой структуре был разработан комплекс заданий и упражнений, который позволяет учителю формировать у обучающихся регулятивные универсальные учебные действия при обучении иноязычной монологической речи в старших классах.

Данный комплекс был разработан на примере тем Lesaventurespourtouslegoûtsи Lalecture, c’estunedécouverteиз УМК В.Н. Шацких, Французский язык для 8 класса.

Для начала рассмотрим, что такое целеполагание и прогнозирование. В свете требований ФГОС традиционный урок подвергается некоторым изменениям. Теперь тема и цель урока объявляются не учителем, а самими обучающимися. Учитель добавляет элемент проблематизации, а учащиеся выводят тему и цель данного урока[3, с. 15]. Следует также обратить внимание на то, что такое цель. По А.Н. Леонтьеву цель – это желаемый результат деятельности, осмысленно намечаемый человеком. Правильно поставленная цель является залогом успеха в достижении желаемого результата [4].

 

 

 

Приемы целеполагания[5]:

Работа над понятием. Учитель предлагает обучающимся прочитать определение слова «авантюрист» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

АВАНТЮРИСТ, -а, м. Беспринципный человек, занимающийся авантюрами. || ж. авантюристка, -и. || прил. авантюристский, -ая, -ое.

Затем учащиеся находят значение слова «aventurier» в толковом словаре французского языка Le Petit Robert:

Mod. Personne qui cherche l'aventure, par curiosité et goût du risque.

Учащиеся сравнивают два определения и в ходе обсуждения формулируют цель урока: выяснить, кто такие искатели приключений.

Прием подбор слов-ассоциаций. Учащимся озвучивается тема урока, а затем учитель предлагает написать ряд слов, ассоциирующихся с данной темой. Затем учащиеся зачитывают слова, и учитель спрашивает, что можно обсудить, изучая эту тему, реализуя тем самым и прием прогнозирования, так как у обучающихся будут складываться предположения о предстоящей работе. Данное задание направлено на актуализацию полученного ранее опыта, и также на осознание недостаточности словарного запаса. Отсюда учащиеся сами придут к цели: изучить новые слова.

Для введения цели при работе над темой «Aventuriers célèbres» можно использовать прием исключения. На слайде учащиеся видят имена и фамилии нескольких известных французских певцов и одного океанографа: Patricia Kaas, Édith Piaf, Jacques-Yves Cousteau, Alizée. Задание: найти лишнее слово. Учащиеся выделяют имя Жака Кусто, отвечают на вопросы учителя о нем и формулируют цель урока: узнать об известных любителях приключений.

Прием мозговой штурм. Учащимся озвучивается тема и предлагается назвать все слова и выражения на французском языке, которые им известные по данной теме. Учитель записывает на доске всё, что предлагают ученики. Далее учитель задает вопрос – что еще вы бы хотели узнать по данной теме? После всех идей, учитель просить учащихся сформулировать цели уроков по данной теме:

1. Изучить слова по теме.

2. Узнать о выдающихся искателях приключений.

3. Выяснить, кто такие искатели приключений.

4. Проверить, являются ли они любителями приключений.

Следующим требованием к современному уроку является грамотное планирование работы учащихся. Правильно спланированная работа способствует повышению эффективности урока. Содержание плана урока включает в себя цель урока, действия учителя, действия учеников, результаты урока.

Приемы планирования[6]:

Прием 1. На слайде представлен план с расположенными в неправильном порядке пунктами. Заданиеучащихся – восстановитьпорядок.

План:

• Etudier les bienfaits de la lecture et les raisons pour la lecture.

• Apprendre les mots nouveaux.

• Parler du rôle de la lecture dans notre vie.

• Connaître les écrivains célèbres et leurs chef-d'œuvres.

• Etudier les genres des livres.

Прием 2. На слайде представлен план с недостающими элементами. Задание учащимся – заполнить пропуски с помощью предложенных вариантов.

План:

1. Apprendre les mots nouveaux.

2. Etudier les genres des livres.

3.

4. Etudier les bienfaits de la lecture et les raisons pour la lecture.

5.     

Варианты:

—   Connaître les écrivains célèbres et leurs chef-d'œuvres.

—   Acheter des livres.

—   Regarder des films.

—   Parler du rôle de la lecture dans notre vie.

—   Dessiner dans les livres.

—   Comparer les films avec les livres.

—   Aller à la bibliothèque.

Прием 3. На слайде представлен план с лишними элементами. Задание учащихся – выбрать нужные для плана пункты:

1. Apprendre les mots nouveaux.

2. Regarder des films.

3. Etudier les genres des livres.

4. Acheter des livres.

5. Connaître les écrivains célèbres et leurs chef-d'œuvres.

6. Etudier les bienfaits de la lecture et les raisons pour la lecture.

7. Parler du rôle de la lecture dans notre vie.

8. Comparer les films avec les livres.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения обучающихся проводить самоанализ, самоконтроль и самооценку. Данное умение неотделимо от рефлексии, которая в свою очередь является неотъемлемым компонентом всего процесса обучения, так как создает условия для успешного решения поставленных задач, а также способствует развитию личности.

По К.С. Махмурян, рефлексия – это «самоконтроль осуществления учебных действий» [7, с. 14]. Она призвана помочь учащимся осознать то, что они сделали для достижения результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом другом этапе урока.  

 

 

Приемы рефлексии и самооценки[8]:

«Télégramme».После прочтения текста по определенной теме учащимся предлагается написать телеграмму по образцу. Выполнив данное задание, учащиеся проанализируют свою работу с текстом, а также будут способны рассказать о том, о чем прочитали в тексте, так как у них уже будет готовый образец в качестве телеграммы.


Chère _______,

Je veux te dire qu’aujourd’hui à la leçon de français j’ai appris que____________ et que _______________. J’ai compris que ___________________. C’était intéressant d’apprendre que __________________.

Grosses bises,

_____________.


Прием«Trois M et A».Учитель предлагает учащимся назвать три положительных момента (M – moment) в их монологическом высказывании, которые у них хорошо получились, и добавить одной действие (A – action), которое улучшит их дальнейшую работу.

Прием «Mon camarade» подходит для оценки работы учащихся в парах или группах. Учитель просит оценить работу соседа по парте или одного из членов группы и дать советы. Ученик, оценивающий монологическое высказывание, может использовать следующие формулировки:

—   Tu as bien parlé de ...

—   Tu as bien décrit ...

—   Tu n’as pas fait de fautes. / Tu as fait des fautes telles que: ...

—   C’était intéressant pour moi d’apprendre que ...

Наилучшим способом корректирования ошибок обучающихся является предоставление им возможности самим найти и исправить свои ошибки. Иногда ученик сам видит и устраняет недочеты в речи, а иногда ему требуется помощь учителя, который подскажет, в чем его ошибка. Учитель также может прибегнуть к помощи класса. Как правило, в группе всегда есть несколько человек, знающих правильный ответ на вопрос учителя [9].

Приемы корректирования:

Внесение изменений в высказывание. На одном из уроков учитель дает учащимся задание – описать одного из учеников в качестве искателя приключений. После того, как ученика описали, учитель спрашивает, со всем ли он согласен или хочет внести какие-то корректировки, добавить что-то в рассказ одноклассника.

Следующий прием – это изменение направленности высказывания. Предположим, что учащийся рассказал что-то о себе. После этого учитель предлагает ему изменить этот рассказ, будто он рассказывает его родителям, добавив что-то, что порадует их, или наоборот опустив то, что может их разозлить. Или он может рассказать о своих приключениях другу, и приукрасить высказывания деталями, которые покажут его в лучшем свете. Следующему ученику может быть предложено задание представить, что он выступает на общей конференции, на которой нужно опустить некоторые подробности и сделать общий рассказ.

Прием «Добавь деталь». Учащийся представляет монологическое высказывание на уроке. После этого одноклассникам предлагается добавить в его высказывание некоторые детали, о которых он еще не рассказал. Каждый желающий называет слово или фразу, связанное с темой, а ученик говорит 1‑2 предложения, связанные с этим словом. Например, потемеLes aventures pour tous le goûtsучащиесямогутпредложитьсловаилифразы: le ciel, la mer, le hasard, le risque, faire des connaissances, escalader les montagnes, enrichir les connaissances, rêver. АпотемеLa lecture, c’est une découverteследующиесловаифразы: des fables, des bandes dessinées, des romans d’aventures, chasser l’ennui, permettre d’oublier des soucis, éveiller l’imagination, améliorer l’ortographe.

В заключении важно отметить, что формирование регулятивных универсальных учебных действий положительно сказывается на овладении учащимися навыками иноязычной монологической речью. Это связано с тем, что данные УУД помогают учащимся структурировать монологическое высказывание, а также способствуют более рациональной работе над лексическим материалом.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897.

2. http://www.studfiles.ru/preview/5132802/page:8/ (по состоянию на 12.05.2017). Теория деятельности Леонтьева.

3. Ариян М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования. // Иностранные языки в школе. – 2016 – №6. – С. 14-20.

4. http://www.studfiles.ru/preview/5132802/page:8/ (по состоянию на 12.05.2017). Теория деятельности Леонтьева.

5. https://infourok.ru/celepolaganie-kak-etap-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo-460423... (по состоянию на 13.05.2017). Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС НОО. С. В. Билалова.

6.https://infourok.ru/formirovanie-regulyativnih-universalnih-uchebnih-deystviy-523030.html (по состоянию на 15.05.2017). Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

7. Махмурян К.С. Современный урок в условиях реализации федеральных государственных стандартов общего образования. // Иностранные языки в школе. – 2014 – №11. – С. 14-20.

8. https://infourok.ru/kopilka_primerov_refleksii_na_urokah-179969.html (по состоянию на 09.06.2017). Отчёт работы МО учителей гуманитарных наук.

9. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/korriektsiia-oshibok-v-ustnoi-riechi-uchashchikhsia... (по состоянию на 16.05.2017). Коррекция ошибок в устной речи учащихся на уроках английского языка.


Файл


Возврат к списку